понеділок, листопада 08, 2010

По страницам писем ветеранов-подводников апл К-27

Это одно из писем в адрес автора Блога контр-адмирала Наумова Владлена Васильевича,которое полностью не было опубликовано в моей вышедшей в сентябре книге "Атомная субмарина К-27.Триумф и забвение".Их много.И по мере возможности я буду их публиковать на Блоге.Ибо это уже наша история.История атомного подводного флота глазами тех,кто корабли создавал .испытывал и служил на них в шестидесятых годах прошлого столетия.


Здравствуйте, Вячеслав Николаевич.
Я, Наумов Владлен Васильевич был назначен на 426-й экипаж (2-й экипаж К-27) весной 1963 года, после похода на Б-36, 641 проекта на Кубу в качестве командира БЧ-1. Поход  имел целью базирования на Кубу и проходил в разгар Карибского кризиса, по итогам которого наше базирование отменили.
В ходе похода в результате длительного преследования противолодочных сил США, Б-36 всплыла в надводное положение, а через сутки смогла оторваться от отечественного для конвоя эсминца вне США. Я как штурман убедительно понял, что на мерных скоростях при хорошей гидрологии противодействовать противолодочным силам практически невозможно. Поэтому, когда мне предложили должность помощника командира АПЛ, я охотно согласился и только в Северодвинске я узнал, что кадровик в г.Полярный меня обманул, так же как и назначил командиром БЧ-3 Евгения Леонова. Помощником  командира на 426 экипаже уже служил Юрий Алеев. В то же время, командиром БЧ-4 был лейтенант Ветчинкин  Игорь, начхимом л-т Донченко Вадим, командиром ЭНГ по л-т Машков Валентин. Остальной экипаж был  сформирован ранее. Командир Леонов Павел Федорович, старпомом Иванов Владимир Васильевич, замполитом Рощин Лев Васильевич, командиром БЧ-5 Соколовский Владимир, командиром 1-го дивизиона. Иванов Алексей, 2-го див. Саенко  Борис, управленцы Пастухов Лев Николаевич, Артеменков Владимир, Прибыш, Черни, впрочем затем были Корбут, Агафонов, Тимонин и др. Врач Отдельнов Геннадий. Где-то в 1964 году ушел по болезни в Москву старпом Иванов В.В. и вместо него пришел Новицкий Геннадий Гелиодорович. На 1-м экипаже я запомнил командира Гуляева, старпома Умрихина, Окованцева, помощника Фытова, штурмана Милованова Валентина, командиром ЭНГ в БЧ-1 был Леснов Александр Яковлевич вскоре перешедшего штурманом на стоящую в длительном ремонте К-11. Командир БЧ-4, Гужеленко Анатолий, командир БЧ-5 Нагорских Олег, 1-го дивизиона. Шпаков Александр, 3-й дивизиона. Колтон Илья, начхим Иванов Анатолий. Впрочем, до осени 1966 года люди постоянно перемещались в основе из 2-го экипажа в 1-й. Так ушли на 14-й экипаж Леонов П.Ф., и нам назначили командиром Окованцева Николая Дмитриевича, а после его поступления в  академию  командиром 426 экипажа стал  Новицкий Геннадий Гелиодорович (но это  было уже вскоре после моего ухода).
Да, забыл, вместо  Евгения Леонова к нам командиром БЧ-3 назначили Загрядского Анатолия Ф. Какое-то время после 1965 года на К-27 служил старпомом  Томко Егор Андреевич впоследствии вице-адмирал, Герой Советского Союза.
Насколько мне известно, сейчас нет в живых Умрихина, Новицкого, Прибыша, Артеменкова, Алеева, Гуляева. «Вспомогательная» служба при К-27 меня совершенно не устраивала и я  с удовольствием летом 1966 перешел на   в Северодвинске ПЛАРК – К-104 (675 проекта ) в качестве помощника командира. В этом же году мы ушли в Западную Лицу. В 1968-1969 году я окончил командирские классы и пришел старпомом на ПЛАРК К-125, а в 1970 году после  похода в Средиземное поре на К-104 в качестве второго командира был назначен на нее же командиром, где успешно проходил службу до февраля 1973 года. В 1973 году я был в добровольно-принудительном порядке назначен командиром строящегося ракетного подводного крейсера стратегического назначения РПК СН «К-182» головного  в серии из 4-х кораблей 667-БД проекта. Затем  год обучения в Балтийске, 3 месяца стажировки в Гремихе и год в постройке в Северодвинске. 13 декабря 1975 года в 13 часов 13 минут наш корабль отшвартовался в губе Оленья  и вошел в состав в качестве первого корабля в состав вновь созданной 13-й дивизии АПЛ, 3й (Гаджиевской) флотилии АПЛ. В 1977-78 годах корабль  завоевал призы за 1-е место по ракетной стрельбе в ВМФ СССР. В 1977 году получили наименование «60 лет Великого Октября», а в 1979 учебном году стал успешным инициатором соцсоревнования в ВМФ СССР. В ноябре  1979 года я получил звание контр-адмирала, а в ноябре 1980 был назначен Заместителем начальника училища подводного плаванья имени Ленинского Комсомола. Во время службы в училище я заочно в 1981-1985 году окончил Военно-Морскую Академию и в январе 1986 года перешел в Ленинградскую  группу постоянной комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ. Это была самая приятная и интересная работа  во всей моей службе. До 1991 года я в качестве председателя  госкомиссий принял 2 РПК СН, 2 модернизированных ПЛАРК, 1 дизельную лодку Варшавянку, 2 морских тральщика и 3 рейдовых тральщика, в том числе один головной. Осенью  1991 года был уволен в запас по возрасту.
Теперь о Лескове Александре.. После «К-27» я его встретил в Западной Лице в качестве помощника  ПЛА «К-3» после ее аварии в 1967 году. Он был несколько деморализован, у него были большие неприятности в семейном деле, со старшим братом (между прочим прекрасным офицером-подводником Глебом Яковлевичем Лесковым) и, по-моему, с командно-партийными органами (кажется, его упадническое письмо к брату  попало в чьи-то руки). Тогда он был капитаном  3 ранга, а как мне помнится,  уже в 1969 году, обучаясь на классах, я его видел демобилизованным в Ленинграде в качестве одного из замов гостиницы «Ленинград». Впрочем, в дате (1969 год) я могу и ошибаться, но все равно  не могу взять в толк, когда Лесков А.Я. мог стать капитаном 1 ранга и командиром К-147. В разгар демократизации России он пытался стать каким-то депутатом и тогда я впервые услышал  о его командирстве и звании, да вот еще в этом году он выступил в газете с критикой по поводу способа подъема «Курска», причем, по-моему, критика вполне дурацкая. Ну да бог с ним.
Теперь о Геннадии  Гелиодоровиче Новицком. Он, прежде всего, спортсмен, боксер 1-го разряда, умелый организатор по добыванию в период социализма дефицитных материалов (кстати,  подпись свою никогда и нигде не ставил) и благоустройству жилья и служебных помещений экипажа на высшем уровне силами умельцев среди экипажа. В обращении с подчиненными и товарищами  прост, дружелюбен, тактичен, но несколько резок, в смысле краткости изложения мнений, во многом пижон, особенно в присутствии женщин. Обладал прекрасной памятью, знал много  стихов, мог быстро выучить  наизусть большой объем информации, например за 3 дня Правила предупреждения столкновения судов.
Начальству демонстрировал уважение, высокую исполнительность, хотя за глаза мог лукавить и втирать очки. О знакомых, как правило, говорил только хорошее, отмечал действительно и мнимые достоинства и объяснял свою тактику принципом: мне это ничего не стоит, может пригодиться да и человеку  приятно. Как командира я его фактически не знаю, вероятно, он вообще-то и не плавал. Во время аварии он был вторым командиром на борту, а после аварии долго командовал новым сборным экипажем К-27, простоявшей много лет в военной гавани Северодвинска до ее затопления. После ликвидации К-27, он служил начальником штаба тыла флотилии в Гремихе. После  демобилизации работал дежурным инспектором в речном порту Ленинграда, а года 2-3 назад его  нашли убитым в районе метро «Автова».  
 По командиру Леонову Павлу Федоровичу это был, здоровый, волевой, энергичный, лишенный сантиментов и не верящий в чудеса человек. Он абсолютно верил в безопасность по части аварий ядерной установки на К-27 (в 1 контуре 10 атм, а не 200 атм, как на других АПЛ). Возможность аварии в результате попадания большого количества воды из 2-го контура  в 1-й не предусматривалась даже учеными. Я был с ним в море и знаю, что он предпочитал энергичные маневры на больших скоростях.
Поэтому, когда на одном борту стала падать мощность и А.Иванов, снизив скорость, ему доложил. Леонов, не сомневаясь в установке, просто приказал: «Так поднимайте ее». Доклад химика Донченко о том, что на вновь установленном на ПЛ приборе радиационного контроля все датчики зашкалило, естественно, вызвал команду: так не бывает, разберитесь с неисправностью своего прибора. Несмотря впоследствии на  переходе в базу принимаемые кое-какие меры, Леонов П.Ф. до швартовки в Гремихе в серьезность аварии не верил.

Вот, пожалуй, и все, что я могу сообщить, Вячеслав Николаевич, желаю успеха в задуманном вами деле.
Если что, пишите, чем могу - помогу, хотя имейте ввиду, что жизнь  показывает, никто так не врет (искренне заблуждаясь)  как очевидцы.
С уважением В.Наумов.


Немає коментарів: