понеділок, вересня 23, 2013

КАК БЫЛО? ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТНИКА ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЯДЕРНОЙ АВАРИИ НА АПЛ К-431 В ЧАЖМЕ,1985 ГОД.

Об аварии на атомной подводной лодке К-431 в Чажме в 1985 году на сегодня написано достаточно.При этом пишут много и разное.На днях получил один из коротких комментариев на размещенную статью по данной аварии в котором непосредственный участник ликвидации последствий ядерной аварии.молодой тогда 25-летний офицер Николай Гулин пишет,что много там не правды,хотя много правды тоже не надо(???).Списались.Я предложил Николаю поделиться своим мнением как было с моими читателями.И вот пришел ответ «Здравствуйте, Вячеслав! Разрешите сразу перейти на "ты" и "Слава"? Спасибо. В каком виде мне выложить "своё мнение"? Кстати, у меня не "мнение", а непосредственное участие как "до", так и "после". Там целая поэма. Орден тоже получил "на костях". Тужурку надеваю только дома на профильные праздники. Неудобно как-то. Плохо помню мелочи, не касавшиеся меня в те времена. Пацан был. 25 годиков. Но, читая комментарии по теме, - не смог сдержаться. Трактат писать не буду и не хочу. Тем более, что все "непосредственные" молчат» 
Николай Гулин  
Сегодня я размещаю первую часть воспоминаний Николая Вадимовича Гулина( Санкт-Петербург)
 Вячеслав Мазуренко  
Этот борт был проблемным изначально(К-431). На нём "горели" зоны. Изначально была команда: "разобраться". Мы вытащили КР (вроде, заменили, точно не помню). Потом мыли КПС. Я лично придумал и осуществил применение заглушек по типу "шайба-резинка", и мы (несколько офицеров) "ныряли" в котёл, дабы их установить. И так четыре раза в прогрессии. Сам крутил . Пробили. Похоже. у ребят 4-й контур не работал давно. Вроде, нашли причину. Дальше - рутина. Как всегда.. Все сайты пишут о нарушении технологии подъёма крышки. А когда она до этого соблюдалась? Подтверждаю - НИКОГДА. Ну, теперь хоть ясно. что это - не первопричина? Но, этому предшествовали события, которым я был  лично свидетель в "роли" ВКПГ. При выгрузке зоны на моих глазах был погнут шток КР. Один из руководителей (не назову, хотя знаю) выправил его вручную трубой "на глаз". Потом - штатно. Но, в субботу не прошли гидравлику. Нет. КР точно не меняли. Начинаю припоминать, что для неё специально изготавливали контейнер. Но, не в этом дело. КПС  отмыли, решётку и зону загрузили. Я не очень помню развитие темы с электродом на красномедной прокладке. Помню, что он был обнаружен до взрыва, а не так как пишут. Крышку мы на этом бедовом заказе снимали не один раз. Дальше вот что. У меня, видимо, есть ангел-хранитель (обычно на всех подрывах крышки находился в аппаратной). Иначе объяснить не могу то, что меня в субботу направили на бер. базу оформлять доки в командировку в Николаев на приёмку первой ПМки проекта 2020. А, как оказалось, в субботу девушки-"оформительницы" не работали. Ну, не судьба? Судьба-а... . Естественно, я ничего не оформил и начал движение на корабль. В это время (12.08) и рвануло. Шёл дождь и я передвигался "перебежками". До посёлка от базы километра два.
Добрался до остановки автобуса, чтобы попасть на завод - а тут наша коломбина из части летит. Подобрали. Картинку увидел сверху, ибо спускались к заводу с сопки. Столб чёрного дыма. Пишут о коричневом или рыжем. Не было такого. Чёрный.

Продолжение следует...

Немає коментарів: