суботу, листопада 16, 2013

НА ВОПРОСЫ АВТОРУ БЛОГА ОТВЕЧАЕТ ПИСАТЕЛЬ-МАРИНИСТ,ВЕТЕРАН -ПОДВОДНИК,КАПИТАН 1-ГО РАНГА ВАДИМ ТИМОФЕЕВИЧ КУЛИНЧЕНКО(Московская обл.п.Купавка.Россия)

Вадим Тимофеевич! Поделитесь своей службой на подводных лодках  Северного Флота.

 Непосредственно на подводных лодках прослужил сравнительно немного, всего 14 лет. У некоторых моих сокурсников лодочный стаж доходит до 20 лет. Возможно и я бы не ушёл с подлодок, если бы не надоело быть «вечным старпомом». Знаешь, была на флоте такая поговорка – Нет на Флоте должности хороший человек, есть должность командир!У меня на атомоходе был именно такой командир из «хороших людей». Это действительно был замечательный человек и отличный подводник Шеховцов Владимир Павлович, пусть земля ему будет пухом.
Но была у него одна слабина – не любил он отпускать от себя офицеров в кого поверил и доверял. Он даже хвастался среди командиров – Я в море не выхожу из каюты, как американские командиры, полностью доверяю своим помощникам! Так я и пробыл при нём до 37 лет, когда вышло, можно сказать, дурацкое предписание – командирами подводных лодок старше 35 лет не назначать. Дураков в верхах во все времена хватало. По этому поводу тогда Командующий Северным флотом Адмирал флота Егоров
Георгий Михайлович, с которым я дружил до самой его смерти, говорил – Мы флот не омолодили, мы его озеленили! Сам грамотный подводник, командовал подводной лодкой ещё в Великую Отечественную войну, он отлично понимал, что опытным подводником становятся где-то в возрасте около 40 лет. Но его не послушали, ведь у нас в верху считаются только со своими амбициями и наушничаем приближённых, тогда-то с середины 70-х резко увеличилось число ЧП на флоте. С трудом вырвался на «сушу», правда, потом ещё пришлось послужить и в «воздухе». Служил в 5-м Научном Центре противолодочной борьбы, потом в Оперативном управлении штаба СФ. Причём везде числился в лучших специалистах. На Севере прослужил чистых 23 года. И только в конце 1980 года вырвался в Москву, благодаря своим знаниям и опыту, но не было жилья. Жильё было основным критерием перевода. Лично я, ждал квартиры три года. И получил жильё в Подмосковье, и то не в соответствии с составом семьи и рангом. Тогда решал всё блат и конечно, «дать на лапу». Была даже такая поговорка – Блат выше Наркома! Сегодня всё решают деньги. Не может моя Россия жить без изъянов! Помню, как на одной из партконференций Главного штаба ВМФ, начальник Главного штаба Адмирал флота Чернавин Владимир Николаевич, выступая, сказал – У меня в штабе 500 капитанов 1 ранга, которые даже не видели трапа на корабль, а я не могу взять с Флота грамотных офицеров, потому что у них нет жилья в Москве! Но кто к этому прислушивался? Союз загнивался…, и мы получили то. что получили. Самое длительное наше погружение было в 1967 году, когда подлодке «К-131» пришлось участвовать в израильско египетской войне своим присутствием в Средиземном море. Тогда весь 6-й флот США не смог обнаружить нас, а мы дали Советскому правительству своими категорическими заявлениями воздействовать на Израиль. Тогда наш поход длился 92 суток, и пришлось всплыть только раз, чтобы дозогрузиться продовольствием и регенерацией. В октябре 1968 года, я был старпомом, АПЛ «К-131» столкнулась в Баренцевом море на глубине 60 метров с английской подводной лодкой, которая следила за нами. К счастью, обошлось без жертв. Об этом я уже много писал, и о другом тоже. Просто не хочется повторяться. О плохом тяжело вспоминать, а о хорошем можно много писать…. А юмор всегда был присущ морякам, а подводникам тем более. В тяжёлой обстановке юморная фраза вызывает улыбку и поднимает настроение. Добрая шутка, лучше всякого лекарства.

Вадим Тимофеевич! Что в завершении нашей беседы  посоветуете нашей молодежи?
   Знаешь, трудно что-то советовать. Я всегда говорю так, когда мне хотят что-то советовать – Мы 80 лет жили в стране Советов, и где она теперь? Лучше не советовать, а собственным делом показывать пример! Настойчивость и преодоление страха – вот главное качество настоящего человека! Один пример из собственной жизни: - Ещё в 1958 г., когда я был лейтенантом , командиром 7-го отсека подводной лодки 613 проекта, проводили отработку задачи №2 – погружение и всплытие. Был такой элемент – перевод горизонтальных рулей на ручное управление из 7-го отсека. Рулевым был матрос из Донбасса, шахтёр. Он это выполнял в первый раз и растерялся. Начал паниковать. Лодка погружается, дифферент на нос растёт. Я руковожу этим процессом. Командую ему – Крути штурвал! А он – Лучше бы я в шахте горбился и прочие глупости. Я не выдержал и употребив «крепкое словцо», заставил его крутить штурвал. Он преодолел страх. А уже через 2 года, я служил уже на другой лодке, читаю во флотской газете о нём очерк – «Лучший боцман флота». Вот какие были матросы! К слову, не в обиду нынешней молодёжи, тех моряков от сохи и станка я не променял бы одного на десяток нынешних образованных «студентов». Так что нужно не ныть, а трудиться и не бояться идти к своей цели, давая отпор безпредельщикам…. 
На фотографиях-1959 г.Я стал женатым человеком.Вадим Кулинченко с женой Лидою(справа)Справа-1960 г.Роста.Вадим Кулинченко с моряком  своего экипажа.
Ув.Вадим Тимофеевич, я хочу поблагодарить Вас от себя и своих читателей за интересное эксклюзивное интерью.Желаю Вам крепкого здоровья ,долгих лет жизни и творческих успехов на литературном поприще.

Немає коментарів: